Игорь УМЕРБАЕВ работает в Законодательном собрании уже четвёрnый созыв. Его избирательный округ — один из самых отдалённых, но депутат делает всё возможное для того, чтобы защитить интересы его жителей.

НЕ ТОЛЬКО НАКАЗЫ
- Игорь Равильевич, чем для вас были отмечены восемь месяцев, прошедшие со дня избрания в этот созыв?
- Понятно, что из-за ограничений, связанных с пандемией, возникали дополнительные сложности. Ну а так проблема одна — недостаточное бюджетирование, нехватка финансов в бюджетах всех уровней. Основные трудности были в том, чтобы убедить министров правительства области, что на какие-то объекты, находящиеся на территории моего округа, в первую очередь нужно направить финансы.
- Программа наказов избирателей принята — удовлетворены ли вы тем, какое число ваших наказов вошло в неё?
- В принципе, удовлетворён. У меня вошло более 500 наказов. Правда, не очень хорошо, что многие наказы в программе отнесены к 2024-2025 годам. Поэтому и я, и другие депутаты сейчас будем стараться перенести их исполнение на более ранние сроки.
Кроме того, мы изначально договаривались, что, даже если какие-либо предложения жителей не были оформлены в наказы юридически, это не значит, что по ним не будет проводиться работа. Будем работать по всем обращениям. Для меня проблема в одном только — это сроки. К сожалению, всё зачастую слишком затягивается. Как пример могу привести обращение жителей Татарского района, которые просили сделать сезонный пешеходный переход на станции Забулга, где много дачных обществ. Я написал в управление железной дороги. В итоге получил ответ: ваше обращение будет рассмотрено при формировании новой инвестиционной программы в 2027-2028 годах. Соответственно, где-то, может быть, в 2035 году запланируют исполнение. То есть до маразма доходит, честно говоря.
- Когда принимали программу, внесли ряд рекомендаций — в частности, о выделении муниципалитетам средств на проектно-сметную документацию, о финансировании ремонта школ. Как считаете, будет ли это воплощено в реальность?
- Я думаю, здесь будет не 100 процентов. Никто не против, конечно, но у нас проблема наполняемости бюджета и распределения бюджетных средств. Это не только у нас в регионе. Даже на уровне Правительства РФ осознали, что выстроенная финансовая система где-то начинает мешать развитию. Но то, что необходимость выделения средств на эти цели вписана в рекомендации, безусловно, положительный момент. Теперь будем смотреть, насколько это совпадёт с реальным положением дел. Сейчас же получается, что область говорит: мы вам денег дадим, только вы проектно-сметную документацию за свой счёт сделайте. Но главы муниципальных образований не найдут в своих ресурсах денег на разработку проектно-сметной документации. Тем более что произошло сильное её удорожание.
ХОТЯ БЫ МИНИМУМ
- Как давно вы работаете на территории округа?
- Уже 10 с лишним лет. До этого я избирался по партийным спискам, сейчас как одномандатник. Проблемы территорий знаю хорошо. Вот уже много лет жители ждут, когда дорогу Татарск — Чистоозёрное в сторону Карасука наконец сделают в асфальте. Я все 10 лет доказываю её необходимость. Но единственное, что нам удалось добиться совместно с главами районов, — щебня больше сыпать стали, немного легче ездить теперь. Но всё-таки есть большая разница, ехать по асфальту или по щебёночной дороге — машины ведь просто убиваются. А цена вопроса, если полностью делать, — около 10 миллиардов. Поэтому мы просим хотя бы поэтапно начать. Ну вроде пообещали, что со следующего года начнут какие-то участки в асфальт класть. Посмотрим, насколько обещания совпадут с реальностью.
Я считаю, что первая наша задача — везде защебенить дороги, чтобы можно было в любой дождь проехать из пункта А в пункт Б. У нас ведь ещё немало грунтовых дорог. Дождь прошёл — всё, без трактора, УАЗика не проехать. Раньше выходили из положения за счёт планово-предупредительных работ — большое количество грунтовых дорог щебенилось. Затем были приняты изменения в приказ российского Минтранса. И теперь уровень требований к качеству настолько повышается, что раньше за определённую сумму можно было, допустим, сделать 10 километров дороги, а сейчас, по новым правилам, — километра два. То есть удорожание в несколько раз идёт. А у меня на округе есть участки 14-15 километров. Проехали два километра — а дальше что? Поэтому, конечно, с точки зрения здравого смысла, если не впадать в бюрократию, — сначала надо обеспечить минимальный уровень, чтобы просто можно было в любое время проехать. А добившись этого, работать над повышением качества, переходить на асфальт и бетон. Хотя в
населённых пунктах, я считаю, уже сейчас нужно переходить на асфальт и бетон. Но опять же — с чего бы мы ни начинали разговор, приходим к знаменательной фразе, которая на века останется: «Денег нет, но вы держитесь». И мы держимся, не имея необходимого количества денег.
- Депутатский фонд помогает исполнять хотя бы часть наказов?
- В моей ситуации три района - это три разных подхода. Когда перед выборами губернатор приезжал в Татарский район, он официально пообещал, что там будут заменены все окна во всех школах и садиках. Тем не менее на 2021 год в бюджете мы достаточных денег на это не увидели. Поэтому по просьбе главы района я и Сергей Николаевич Титков, избранный здесь по партийным спискам, весь свой депутатский фонд направили как раз на установку новых окон. Только его всё равно не хватит, чтобы полностью закрыть район, даже за пять лет. Но я уверен, что наш губернатор — человек очень ответственный: если что- то говорит — обязательно выполнит. А мы с Сергеем Николаевичем постараемся не дать ему об этом забыть.
Депутатский фонд — это же бюджетные деньги, поэтому там очень большие ограничения, связанные с бюджетным кодексом. А бывает ещё много обращений, связанных с обращениями организаций — общественных, детско-юношеских, военно-патриотических, спортивных. Поэтому большой блок - это так называемые внебюджетные средства.
ГОТОВНОСТЬ К ФОРС-МАЖОРУ
- Какие основные проблемы, которые требуют первоочередного решения, вы бы обозначили на территории?
- Мои районы в целом ничем не отличаются от большинства других. Жители Татарского и Чистоозёрного районов очень ждут, когда будет выполнена в асфальтобетоне дорога от трассы Омск — Новосибирск, от Татарска до Чистоозёрного и потом в сторону Багана и Купино - там тоже участок неасфальтированный. Я уже 10 лет все пороги обиваю. Все согласны, никто не против, а денег нет. Но сейчас вроде заложили средства, чтобы хотя бы частями начать делать. Хотя у нас же бывает, что сегодня заложили, а завтра убрали, как у меня получилось в Чистоозёрном с крытой ледовой коробкой. Деньги в бюджет заложили, потом пандемия, коронавирус, урезание расходов - и сняли. И сейчас по второму кругу придётся добиваться финансирования на эту хоккейную коробку.
Дальше — реконструкция Центральной районной больницы в Чистоозёрном районе. Пандемия коронавируса доказала, что оптимизация здравоохранения — просто преступная политика. Нужно готовить наши учреждения здравоохранения, инфекционные больницы, модернизировать их, закупать оборудование, чтобы быть готовыми к форс-мажорным ситуациям. Это всё можно делать, только когда будут нормальные здания. А у нас в Чистоозёрке, когда пик ковида был, люди на улице ждали приёма, под дождём и мокрым снегом, потом какую-то палатку поставили. Это 2021 год!
– На ближайшее время это вошло в планы?
– К сожалению, пока не заложено ничего. Бьёмся, чтобы хотя бы получить 10 миллионов на техническую экспертизу. Надо выбивать деньги на проектно-сметную документацию. И только после этого предметный разговор пойдёт.
По Татарску — есть несколько сложных моментов. Как и везде — дороги до ряда населённых пунктов, которые пытались убрать из наказов, мотивируя тем, что это очень дорого. Там жителей немного, человек 30. А дорога — за сотню миллионов. Но я считаю, что вложения в дороги — беспроигрышные. Потому что всё равно территория будет осваиваться. Рано или поздно всё будет востребовано. Просто это так называемые длинные деньги. А так получается, что мы, прикрываясь тем, что у нас количество населения в сёлах уменьшается, не хотим туда дороги тянуть. Цепная реакция. Мы перестаём развивать территорию, инфраструктуру поддерживать — люди начинают ещё больше уезжать. А давайте попробуем наоборот. Глядишь — и люди тогда как-то притормозят, кто-то, может, назад поедет. Нам необходимо сохранять и развивать сельские территории. В том числе и из соображений демографии. В крупных городах рожать детей не хотят. А мы продолжаем работать на развитие мегаполисов и сокращение сельских территорий. Сейчас проблема — в селе уже тоже рождаемость начинает уменьшаться. Значит, следующий шаг — развитие сельских территорий, другого варианта нет.
Ещё больная проблема в Татарске — школа №5, которой необходимо новое здание. Сейчас добиваемся, чтобы выделили деньги на проектно-сметную документацию. Требуется реконструкция стадиона «Локомотив», там много было обращений у меня именно по развитию спортивной инфраструктуры/
Отмечу, что в Татарске, в Татарском районе в последнее время намечается позитивная тенденция, появляются новые производства, рабочие места.
– А что в Усть-Таркском районе?
– Здесь наиболее сложная ситуация. Район отдалённый. В декабре мы похоронили Александра Петровича Турлакова, который много лет возглавлял его. На похоронах я сказал, что лучшая память о нём — это довести до конца те дела, проекты, которые он начинал, планировал, продвигал. Поэтому по Усть-Таркскому району сейчас будем стараться продолжать его дела. Сейчас там новый глава, Сергей Викторович Синяев — молодой, энергичный. Я планирую встретиться с ним и с председателем районного Совета депутатов, чтобы наметить план действий.
А вообще-то каждый созыв, каждый год — одно и то же, мало что меняется. Окна вставили — людям уже радость. А сами здания ведь тоже потихоньку стареют, изнашиваются. Дома культуры — во многих просто холодина зимой. Проблем очень много. Сейчас наказы приняты, надо засучить рукава и начинать отрабатывать.

ВСЕ ЗАКОНЫ ВАЖНЫ
- Расскажите о работе в комитете по госполитике. Какие основные задачи стоят перед ним?
- Работа в нашем комитете, на взгляд непосвящённого человека, может показаться скучной. Но с точки зрения развития областного законодательства — это один из самых важных комитетов. Приходится прорабатывать огромное количество законопроектов для приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. И моя задача—вникнуть и быть готовым разъяснить журналистам, коллегам, общественникам, какой смысл закладывается в те или иные изменения.
- Какие бы законы вы выделили из тех, над которыми в последнее время работал комитет?
- Большой интерес вызывает любое изменение в избирательном законодательстве. А у нас в силу того, что мы изменили Конституцию, федеральные законы, приняли очень много новелл, был большой блок изменений в законах, регулирующих проведение выборов. Чуть раньше людей сильно интересовали изменения в порядке организации каких-то массовых мероприятий, публичных акций. Административные правонарушения — у нас были дебаты по закону о тишине и покое граждан, там возникали вопросы. Но в целом в последнее время всё проходило достаточно спокойно и бесконфликтно. Коллектив опытный, работаем слаженно, надеюсь, так будет и дальше.
Все законы значимые, но есть те, которые более на слуху, более интересны широкому кругу, много вопросов по ним возникает, а есть законы, которые больше касаются работы органов государственной власти. Людям они не особенно интересны, но менее значимыми от этого не становятся.
Опубликовано в спецвыпуске газеты "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" №15 (497) от 21.06.2021